Пятница, 27.04.2018, 01:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page
Проверка сайта
CY and PR
Курс валют
Курс валют
Праздники России
Праздники России
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Россия в Кыргызстане
Всего ответов: 9
Погода
Погода в Кыргызстане
Погода в Кыргызстане
Праздники Кыргызстана
Праздники Кыргызстана
Главная » 2011 » Июль » 8 » Интервью с членом Всемирного КС российских соотечественников Станиславом Епифанцевым.
19:02
Интервью с членом Всемирного КС российских соотечественников Станиславом Епифанцевым.
Интервью с членом Всемирного КС российских соотечественников Станиславом Епифанцевым.
«Русский вопрос» в Кыргызстане – штука сложная и во многом противоречивая. Что касается внешней ориентации страны, то она в основном направлена в сторону России (что бы ни говорили отдельные «многовекторно-распыленные» граждане, но результаты нашей «полигамной» политики мы будем расхлебывать еще очень долго). И, определенно, «пророссийскость» на будущих президентских выборах набьет кандидату куда больше очков, нежели чем «прозападность». Как ни странно, при такой картине продолжает сохраняться межнациональная напряженность. Отчасти и потому, что власть пытается заработать плюсики, играя на национальных чувствах той или другой этнической общности. Как результат, жить некомфорно в республике становится не только русскоязычному населению, но и кыргызам.

Член Всемирного координационного совета российских соотечественников, сопредседатель партии «Замандаш-Современник» Станислав Епифанцев рассказал «Мегаполису» о нюансах «русского вопроса» в Кыргызстане и других сопутствующих проблемах.

- Русский вопрос. В чем он заключается?

Однозначно можно ответить только, что он есть и вызрел уже в достаточно болезненную форму. Однако, говорить более предметно возможно, но сложно, так как суть вопроса кроется в мелочах. Да и сам «русский вопрос», несомненно, надо рассматривать на фоне того, что у Кыргызстана, впрочем как и у других стран, очень много специфических проблем. Но, сразу отмечу, я не сторонник красить все и всех одной краской. Или, чего доброго, разделять на черное и белое. Жизнь сложная штука. И если есть на то желание, всегда можно найти по одному поводу как плохое, так и хорошее. Это то, над чем стоит подумать всем кыргызстанцам, независимо от национальности.

В чем специфика «русского вопроса»? Прежде всего, в том, что он есть. В том, что до сих пор русские живут здесь в достаточно большом количестве. И в новых геополитических обстоятельствах назрел вопрос, как жить дальше. Сможем ли мы, как прежде, жить мирно, работать, растить детей на земле, ставшей нам Родиной, или нам стоит прислушаться к призыву России и вернуться на Родину предков?!

К тому же в Кыргызстане нет самореализации русского сообщества в качестве диаспоры. То есть русские в республике на сегодня - достаточно аморфная масса. Не способная хоть как-то организованно защищать свои интересы. Если посмотреть на русское зарубежье, то за всю описанную историю сложно даже привести пример, когда русские смогли собраться, соорганизоваться в качественную диаспору. Хотя примеров реализации русских, проживающих за рубежом, в личностном плане сколько угодно. Очень многие страны гордятся достижениями, изобретениями и новаторствами, которые привнесли именно русские, иммигрировавшие из России в самые разные периоды времени...

- Талантов-то хватает среди представителей любого народа. Но почему именно у русских нет тяги поддерживать друг друга, объединяться в диаспоры - не декларативно, а по-настоящему?

- Здесь можно покопаться в самом менталитете русских людей. Вспомнить того же Бердяева и сказать, что русские по сути своей привыкли больше быть кем-то соорганизованными, нежели быть организаторами. И если даже вспомнить ранние периоды российской истории, то мы навряд ли сможем найти примеры классических колониальных завоеваний аналогичных европейским. Не стоит представлять Российскую империю, как голубя мира и тем не менее. К Российской империи народы и страны в основном присоединялись добровольно. Передергивать это можно сколько угодно. Однако существуют исторические документы и факты, когда страны сами «приходили» за этим к России по самым разным причинам. Имело место, в том числе, и обращение кыргызского народа. Я думаю, что во многом это позволило кыргызам получить возможность саморазвития. В послереволюционное время в Кыргызстане началась настоящая модернизация, началось мощное развитие индустрии, сельского хозяйства, культуры и образования. Нет, Россия вовсе не просит нас бить перед ней поклоны. Но было бы хорошо, если бы эти факты, хотя бы, не переворачивались с ног на голову в учебниках по истории.

А ведь можно привести примеры, когда более многочисленные и успешные народы, государственные образования ушли в лету, не оставив после себя даже руин, поскольку не нашли в свое время сильной поддержки.

- Печально, что историю Кыргызстана переписывают, приписывая «колониальное прошлое в составе России и российской империи». С чем связана эта тенденция?

- Сейчас с фактами переписывания истории приходится сталкиваться повсеместно, не только в Кыргызстане. И факты фальсификации истории приняли столь масштабный характер, что Россия приняла решение о создании правительственной комиссии по борьбе с такой трактовкой истории. Понимаю, что это никого не оправдывает, но, думаю, что отчасти это, в какой-то мере, издержки роста, саморазвития и становления нации самих кыргызов. Какие-то моменты при этом необходимо «перерасти», пройти через ошибки и перехлесты. Ну а правду сказать, уж свои-то грабли мы не уступим ни кому.

- Но, Станислав Викторович, о каком становлении и развитии может идти речь, если человек не признает своего прошлого и трезво его не оценивает?

- Если говорить о сегодняшних реалиях, то, конечно, можно много спорить и отстаивать совершенно противоположные взгляды и моменты. Я считаю, что часть вопросов, а точнее их трактовка, навязывается людям. Более того, подобные искажения, безусловно, уйдут из нашей жизни вместе с некоторыми политическими персонами сегодняшнего дня.

- Подобные деформации явно не только по вине нынешних политиков происходят. Русскоязычное население, так выходит, само заняло пассивную позицию: самоотстранилось от участия в общественно-политической жизни страны.

- Безусловно, неучастие русских в общественной и политической жизни вредит как и самим русским, так и в целом Кыргызстану. Неиспользование этого человеческого потенциала, на мой взгляд, очень ущемляет и сужает возможности самого государства.

Если говорить о русских в историческом контексте, то это люди, которые совместно с кыргызами и другими народами строили наше государство, создавали в республике промышленный сектор, работали на заводах и фабриках, поднимали науку. Да что там говорить, нет ни одного сектора жизни, в котором не была бы вложена частица труда русского населения. И теперь этот потенциал в большей степени растерян. Но, тем не менее, еще сохраняется достаточно большое количество русских, которые еще не потеряли навыки, и имеют возможность приложить усилия к обучению нового поколения специалистов, которые впоследствии займут их место.

Но Кыргызстан, увы, разбрасывается своим богатством, люди уезжают. Кроме того, в каких-то моментах само государство стимулирует процесс оттока населения из страны, причем не только русского. Отчасти это продиктовано тем, что такой масштабный отток снимает довольно многие головные боли у властей (это как обезболивающее, которое позволяет не чувствовать боль, но корень проблемы – болезнь - не лечит). Выходит государству не нужно думать о части социальных проблем. Освобождаются квадратные метры жилья, и уже нет необходимости его строить в больших количествах. Это сильно помогает сгладить вопросы с той же незанятостью населения. В итоге снимается социальная напряженность. Именно поэтому в какой-то степени руководству КР самотток населения очень даже выгоден. Повторю - это снимает социальное напряжение (сложно даже представить, что произойдет, если в одночасье вернется вся масса наших трудовых мигрантов). Более того, позволяет в какие-то моменты и поспекулировать на этой теме.

- Например, как на предмет госязыка?

- Если проводить исторический анализ, то можно было бы отметить на графике моменты особо активного педалирования языкового и национального вопросов. Тогда мы ясно увидим, что эти всплески приходятся именно на периоды различных политических и предвыборных кампаний. То есть, в любом случае на это влияет политическая ситуация в стране.

Хотя, если рассматривать этот процесс как тенденцию, то она тоже на лицо. Случаи подъема этих тонких вопросов уже далеко не редкость.

Однако заметьте, что мнение местных политических фигур далеко не всегда совпадает с мнением большинства людей. Например, мне, во время поездок по регионам республики, именно кыргызы часто объясняют, что нам, русским, надо обязательно участвовать в процессах, происходящих в стране, в том числе и в политических. Многие кыргызы совсем не приветствуют отток русскоязычного населения.

Не так давно я был на юге Кыргызстана, участвовал в проведении поминальных мероприятий по жертвам южной трагедии. Ко мне там подходили аксакалы и благодарили за то, что я приехал разделить с ними их горе (то есть благодарили не конкретно меня - Епифанцева, а меня именно как русского). Причем это были далеко не единичные факты. Поэтому то, что говорят наши политики, их мысли, я бы автоматически не проецировал на весь народ и соотносил с реальными настроениями и мыслями людей. Особенно в регионах.

Но, если хотите знать, я думаю, что кыргызы сейчас должны осознать свою особую миссию. Поскольку сейчас по факту никто кроме кыргызов не сможет взять на себя роль объединителя всех народов Кыргызстана. И, судя по всему, к этому пониманию, приходят многие.

- Но, как говорится, эта политспекуляция на этнике тоже не спроста.

- По событиям прошлого года можно говорить, что национал-патриотические лозунги были востребованы. И озвучены нашими политиками. Но опять же, в чем-то это элемент роста самосознания, но и одновременно приводит к всплеску националистических настроений.

Однако, отмечу, в самом понятии национализма нет ровным счетом как ничего плохого, так и ничего хорошего. Это естественный процесс. Первые националисты появились с появлением людей как таковых. Кто-то стал кому-то нравиться, а кому-то нет. Расслоение по национальному признаку, отстаивание прав своей нации - это неплохо. Однако в формах, который национализм может приобретать, и кроется проблема. Иногда (и чаще всего) национализм неконтролируем и может перетекать в более радикальные формы. Посему этнический национализм, как самое крайнее его проявление, наиболее ужасен.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что о контроле за состоянием межнациональных отношений и безопасности граждан голова должна болеть у государства, так как это его прямая ответственность. И о чем бы мы не говорили, и кого бы не нарекали виновником событий прошлого года, в любом случае самый главный виновник случившегося – государство. То есть власть, которая не обеспечила в нужный момент безопасность своих граждан.

- Видимо, именно поэтому, потеряв привычную «среду обитания» (многие лишились во время «революций» бизнеса) и не чувствуя себя в безопасности, местным русским все сложнее называть Кыргызстан родиной. Россию, кстати, тоже. Это можно отнести к проблеме русских?

- Да, многим русским Кыргызстана все сложнее видеть в нем и свой дом, хотя для них это настоящая Родина. Но я бы не сказал, что это проблема исключительно русских. В таком состоянии находятся очень многие люди. И если посмотреть на статистику той же миграционной службы, то сегодня число этнических кыргызов, принимающих российское гражданство, значительно превышает число этнических русских. Я часто летаю в Москву, и вижу эдакую «визуализацию» в салонах самолетов миграционной статистики.

- Как можно судить из материалов в Российских СМИ, этот факт (касательно миграционной статистики) официальный Кремль несколько смущает. Это действительно так?

- Этническая миграция – это та сфера, которую российское правительство не в состоянии контролировать, по крайней мере, сейчас. Более того, в России в связи с этим возникает множество проблем. Сейчас в Россию едет молодежь, которая родилась уже после развала Союза. Следовательно, слова о дружбе народов, братстве СССР – для них это, в лучшем случае, строка в учебнике. И многие из них даже не смогут привести фактов былого совместного сосуществования народов. Поэтому в этом смысле для России угроза будет только нарастать. Но проблемы с трудовыми мигрантами рождаются не в Москве, куда те приехали. Вернее, решать их там бесполезно. Поскольку приезжают-то взрослые сложившиеся люди, со своим менталитетом, взглядами, культурой. И все программы социализации и межкультурной толерантности на месте не работают. Ведь многие, даже русские дети Кыргызстана, никогда не были в России и многие, возможно, и не будут. Россия для них – это сюжет по ТВ, строка в книге. Поэтому немудрено, что новым поколениям все сложнее соотносить себя ментально и культурно с Россией.

Россия может исправить ситуацию, только развивая в двух- и многосторонних форматах гуманитарное сотрудничество: образование и межкультурные программы в самих странах-соседях России. Только так можно привнести элементы воспитания людей нового формата. Независимо от национальности.

- Мы часто говорим о направлениях движения Кыргызстана? Россия, Запад, «многополярье»? А Вы как думаете?

- Я всегда и всем предлагаю быть жесткими прагматиками. Считаю, что сегодня альтернативы развитию отношений с Россией для Кыргызстана нет. Столь тесных, а главное продуктивных для Кыргызстана, связей у нас сегодня не может сложиться ни с каким другим государством. На другом историческом этапе вполне возможно, что у нас может появиться другой международный партнер. Но сегодня именно Россия, как стратегический партнер, для нас единственный вариант, вне всякого сомнения.

-И на последок, есть ли у русских будущее в КР?

- Могу смело сказать, что будущее у русских в Кыргызстане есть. Но каким оно будет, покажет ближайшее время. Отток русскоязычного населения в целом будет сохраняться, но русские еще очень долго будут здесь проживать. Революционные волнения, естественно, будут подстегивать отток людей из страны (И, безусловно, это каждый раз откат назад - в архаику). Для постройки же реальных основ межнационального согласия нужно, наконец, сказать друг другу правду. Просто, без прикрас и эмоций. И делать на этой основе выводы. Мы должны знать свою историю, не искаженную в угоду чьих-то интересов, и извлекать из нее уроки. Все вместе.

Алена Кученко - (авторская версия)
(источник - «Мегаполис», №54, 8 июля 2011 г., Бишкек

http://www.russianskz.info/russians/1922-alternativ-rossii-dlya-kyrgyzstana-net-intervyu-s-chlenom-vsemirnogo-ks-rossiyskih-sootechestvennikov-stanislavom-epifancevym.html
Просмотров: 376 | Добавил: Иван | Теги: русский язык, Киргизия, соотечественники, кыргызстан
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: